МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА ТРУДОВЫХ ПРОТЕСТОВ

Мониторинг трудовых протестов (МТП) ведётся с 2008 г. За эти годы в рамках Мониторинга регулярно публикуется оперативная и полная информацию о протестном движении российских работников. Созданная методика позволяет фиксировать количественные параметры протестов и их качественные характеристики. Благодаря разработанной теоретической модели удаётся ежегодно расширять, детализировать и даже менять набор индикаторов без потери информации.

Постановка проблемы

Трудовая конфликтность – важнейший аспект трудовых отношений. Взаимодействие работников и работодателей неизбежно порождает конфликты, так как у сторон весьма различные, порой противоположные интересы. При этом трудовые отношения – это важнейший пласт социальных взаимодействий, определяющий многие другие сферы общественной жизни. Противоречия участников трудовых отношений способны порождать трудовые конфликты, но если отсутствует механизм их урегулирования, то они могут разрастаться и привести к дезорганизации жизни всего общества. Исторический опыт показал, что общество должно не устранять конфликты работников с работодателями, а регламентировать их, определив правила, по которым будут улаживаться разногласия и противоречия между ними. Но чтобы судить о том, насколько эффективно работают установленные законом правила урегулирования, какова напряженность трудовых отношений нужна достоверная информация о количестве конфликтов и их особенностях.

Исследования конфликтов в сфере социально-трудовых отношений сопряжено с целым рядом трудностей. Главная из них это закрытость предприятий и организаций от внешнего наблюдения. Причем в большинстве случаев в открытии такой информацию не заинтересованы обе стороны конфликта – ни работники, ни работодатели. Вторая трудность связана с тем, что трудовые конфликты очень сложны – у них может быть множество причин, в них могут участвовать одновременно несколько акторов. Разногласия могут касаться вопросов увольнения, зарплаты, режима и т.п. В конфликт включаются не только разнообразные категории работников и работодателей разного уровня, но и местные власти, представители правоохранительных органов, местные сообщества, журналисты и др. В-третьих, конфликты могут развиваться во времени, менять свою форму, становясь сложнее и многообразнее. Практика изучения конфликтов показывает, что они могут затухать, обостряться, переходить из латентной формы в открытую и наоборот. Наконец, в-четвертых, существует проблема институциализации конфликтов. В Трудовом кодексе (ТК) есть целый раздел, где описывается, как должны разрешаться индивидуальные и коллективные трудовые споры. Однако, прописанная в законе процедура настолько сложна и длительна, что ее оценивают, как невыполнимую. Но непригодность закона не отменяет конфликты, и они регулируются не в соответствии с правовой процедурой, а произвольно исходя из возможностей сторон. А это приводит к тому, что возникает многообразие форм конфликта – забастовки, остановки работ, голодовки, пикеты, митинги и т.п.

Все это делает проблему изучения трудовой конфликтности крайне непростой. Органы государственной статистики, ведут учет только законных забастовок – а это единичные случаи. Поэтому возникает необходимость изучать многообразие форм, в которых протекают трудовые конфликты, а это усложняет задачу изучения конфликтности.

Цель Мониторинга трудовых протестов

Главной целью МТП количественное и качественное описание конфликтности и социальной напряженности в социально трудовых отношениях на территории России. На основе информации о количестве трудовых протестов, их локализации, причинах и формах протестов предполагается не только характеризовать уровень конфликтности, но и за счет выявления тенденций и трендов прогнозировать его.

Ключевые понятия

Для точного понимания, а, следовательно, измерения необходимо четкое операциональное определение исследуемого явления. Оценка уровня социальной напряженности зависит от количества конфликтов, возникающих в социальном пространстве трудовых отношений. Под трудовым конфликтом здесь понимаются действия участников социально-трудовых отношений (акторов), направленные на отстаивание своих интересов и социальных позиций. Такие действия весьма разнообразны, сложны и чаще всего видны только непосредственным участникам конфликта. Трудовые конфликты отражают важнейшую особенность трудовых отношений – способ их регулирования при отсутствии согласия. Они показывают суть противоречий, состав участников, специфику занимаемых ими позиций, способы их взаимодействия и, в конечном счёте перспективы развития трудовых отношений. Трудовые конфликты повсеместны и многообразны – за ними трудно уследить их непросто наблюдать. Но не всегда столкновения работников с работодателями проходят в латентной форме. Некоторые, наиболее острые противоречия становятся публичными и приобретают форму протеста. В рамках Мониторинга исследуются трудовые протесты. Под протестом здесь понимается открытая форма трудового конфликта, в рамках которого работники (или отдельный работник) предприятия (организации, фирмы) или трудовая группа отказываются от традиционной деятельности и принятых взаимоотношений и предпринимают действия, направленные на отстаивание своей социально-трудо­вой позиции путем воздействия на работодателя или других акторов, способных влиять на позицию работодателя, с целью ее изменения в желаемую сторону.

Это широкое определение, позволяющее считать протестами разнообразные акции работников.  Но при этом требуется очертить границы того, что считать протестом, так как не всякое действие, даже связанное с конфликтом следует считать им. Для этого, на основе анализа текстов, пришлось разработать понятие «минимальная форма протеста». Под минимальной формой трудового протеста понимаются действия работников (или отдельного работника) предприятия (организации, корпорации) или трудовой группы, которые выдвигают требования (в устной, письменной или иной форме) к работодателю или другому актору, влияющему на него, одновременно с угрозой перехода к более решительным действиям.

Это позволяло отделять протест от жалобы, когда, например, работники обращаются к работодателю, властям, в правоохранительные органы, обращая внимание на ущемление своих прав, и просят исправить ситуацию желаемым для них образом. В этом случае у них фиксировалось отсутствие намерения самим бороться за свои интересы, а наличие надежды, что действия предпримет кто-то другой – работодатель, который учтет интересы работников, власти, которые будут использовать закон и т.п. Но это не рассматривалось протест, так как здесь нет главных элементов – действий и отказа от традиционных форм взаимодействия. Считалось, что жалобщики отправляют свои претензии и, продолжая работу и сохраняя привычную систему отношений, т.е. не предпринимая ничего, ждут, когда другой актор решит их проблему.

Однако с начиная с 2019 г. стала ужесточаться политика властей по отношению к любым протестам, в том числе и трудовым. Многие формы выражения несогласия и возмущения работников стали неприемлемыми. Это привело к тому, что сам факт предъявления или подачи жалобы стали действиями, попадающими в разряд «отказа от традиционной деятельности и принятых взаимоотношений». Нормой работодатели, обладающие возможностью игнорировать требования работников, стали считать недопустимость обращений работников как в свой адрес, так и в адрес внешних акторов. Инициаторов таких обращений преследуют, на них оказывают давление, и они даже подвергаются насилию. Таким образом, то, что несколько лет назад считалось просто жалобой превратилось в форму протестных действий. Разумеется, что это паллиативная форма, но ее появление стало следствием «сдвига» во взаимодействиях работников с работодателями и государством, при котором сам факт жалобы стал протестным действием.

С 2023 г. в рамках Мониторинга вводится специальный анализ так называемых сигнальных акций, суть которых заключается в том, чтобы подать сигнал о какой-то дисфункции в трудовых отношениях на определенном предприятии/фирме/организации.

Сигнальными считаются акции, когда работники обращаются по поводу возникших нарушений трудовых прав не только к работодателю, а, порой, и минуя его, к федеральным, региональным властям, правоохранительным органам, в СМИ, к общественности и т.д. с просьбой о вмешательстве и нормализации ситуации. Речь идет о жалобах, обращениях, просьбах, так как специфика таких форм протеста заключается в том, что работники выходят за пределы своего предприятия/фирмы/организации. Подобный вынос конфликта означает, что они изначально не надеются на возможность его урегулирования во взаимодействии с работодателем и сразу обращаются к какому-то внешнему актору. Как правило, работники начинают действовать подобным образом после того, как они сами, или опираясь на опыт своих коллег из других мест, убеждаются, что контакты с работодателем бесполезны и надо искать поддержки у тех, кто может повлиять на него и заставить его изменить ситуацию.

Разумеется, что работники, уверенные в бесполезности взаимодействия с работодателем, не могут заставить губернатора или прокуратуру принять нужное для себя решение. Но они способны послать соответствующих сигнал, содержащий описание проблемы, того, как она сказывается на их работе и жизни, а также свою оценку правомочности деятельности работодателя. Именно это дает основания считать подобные акции сигнальными, содержащими в себе действие, направленное на отстаивание своей социально-трудо­вой позиции. Главным изменением ситуации в данном случае стало то, что даже традиционные и вполне законные действия работников по подаче жалобы стали восприниматься как отказ от традиционной деятельности и принятых взаимоотношений и рассматриваются работодателями как протест, бунт или неподчинение.

Протестом не считаются случаи крайнего насилия со стороны одного акторов, например, когда обиженный работник берет в руки оружие и расправляется с работодателем. Здесь нет протеста, здесь есть месть, не предполагающая, что после совершенных действий может быть сохранена или улучшена социально-трудовая позиция. Это конфликт, вышедший за рамки протеста и трудовых отношений, это уже преступление.

Тем не менее формы протеста даже в рамках указанных границ – от жалобы до расправы – весьма разнообразны и среди них возникает необходимость выделить особую форму протеста, сопровождающуюся полной или частичной остановкой работ. Обычно это называется забастовкой, но в соответствии с российским законодательством не всякая остановка работ может так называться, а только та, которая проводится в соответствии положениями закона о коллективных трудовых спорах. Например, в ТК есть 142 статья, которая позволяет работникам в случае более чем двухнедельной задержки зарплаты отказываться от выполнения своих функций. При этом такая остановка не считается частью трудового спора и не является забастовкой. Также нельзя, с точки зрения закона, называть забастовкой акцию, в ходе которой останавливается работа, например, из-за длительных невыплат зарплаты. Это незаконная остановка работы, но власти за нее не наказывают, так как чаще всего это реакция на еще более грубое нарушение со стороны работодателя. Для обозначения всей совокупности таких протестов используется понятие стоп-акция, т.е. протест, в ходе которого полностью или частично останавливается выполнение трудовых функций. Если останавливается работа всего предприятия или организации, то речь идет о полной остановке, а если остановка касается только некоторых подразделений или групп, то это частичная остановка. Также частичной остановкой считается замедление темпа работы или так называемая «итальянская забастовка», когда работники действуют строго по инструкции, снижая темп трудовой деятельности, соблюдая все формальные предписания.

Источники информации о протестах

Мониторинг трудовых протестов осуществляется на основе анализа интернет-сообщений, публикуемых на новостных сайтах, в интернет-газетах и на информационных порталах, посвящённых социально-экономической тематике. Такие сообщения весьма оперативны и появляются, как правило, в тот же день, когда начинаются какие-то действия, по разрешению возникшего между работниками и работодателями противостояния. Разумеется, что журналисты, сообщая о трудовом конфликте, не всегда приводят полную информацию, которая необходима для всестороннего анализа конфликтной ситуации. Но в большинстве случаев удается находить сразу несколько сообщений из разных источников, в которых ситуация описывается с нескольких точек зрения, что позволяет составить более полное представление о событии.

Для обнаружения информации проводится ежедневное изучение прессы, выделяются сообщения о трудовых и близких к ним протестах и конфликтах. В рамках МТП не используется специальная поисковая система. Практика показывает, что вполне достаточно обычных методов, применяемых при интернет-поиске. Часть сообщений поступает со специализированных интернет-порталов, посвящённых трудовой тематике, таких, как LabourStart (http://www.labourstart.org/ru/ ), профсоюзная газета «Солидарность» (http://www.solidarnost.org/ ), Забастком (https://www.zabastcom.org/), а также из центральных и региональных СМИ, с новостных лент информационных порталов и агентств. В 2018 г. была получена информация более чем со 100 сайтов.

Переменные Мониторинга

После первичного отбора текст каждого отобранного сообщения анализируется, с точки зрения того, попадает ли описанное событие под понятие трудового протеста. Для этого, прежде всего, выявляется:

— описание факта протестного действия;
— наличия хотя бы одного требования, связанного с трудовыми отношениями;
— указанием на принадлежность протестующих к числу работников конкретного предприятия, трудовой или профессиональной группе.
Необходимость предварительного анализа очевидна. Иногда сообщения о протестах не подтверждаются или даже опровергаются, поэтому приходится проводить сравнительный анализ источников для того, чтобы понять – события действительно не было или речь идет, например, о нежелании работодателя признать, что у него на предприятии разгорелся конфликт, переросший в протест. Также бывает не просто определить субъектность протестующих. Например, митинг против закрытия рынка могут проводить продавцы, теряющие рабочие места (это трудовой протест) или собственники торговых павильонов, а это уже не имеет отношения к трудовым протестам. В этом случае приходится рассматривать требования. Ведь зачастую собственники павильонов, водители маршрутных такси, дальнобойщики – это смешанные акторы, одновременно и предприниматели, и работники. Здесь нужно понимание природы отношений в данном случае и определения того трудовой это конфликт или спор хозяйствующих субъектов. 

Такой набор параметров является необходимым минимумом, для того чтобы сообщение было занесено в текстовую базу данных. После этого производится кодировка текстов для занесения в количественную базу. Из текста выделяется ещё ряд формализованных параметров, позволяющих внести стандартизированную, т.е. сравнимую информацию, пригодную для количественной обработки.

Как правило, при анализе текста удаётся получить стандартную информацию:
— о локализации протеста (федеральный округ, регион, город, муниципальное образование);
— о дате начала и, иногда, окончания (год, месяц, день)
— об отрасли, к которой принадлежит предприятие или работники;
— о причинах протеста;
— о формах протеста, в том числе об остановках работы;

— о степени организованности протеста;

— и иногда о результатах, достигаемых участниками конфликтов.

По каждому из выделенных индикаторов есть несколько значений, как альтернативных, так неальтернативных (многовариантных). Все параметры кодируются и заносятся в количественную базу данных (SPSS-формат) и в дальнейшем производится обработка и анализ.

Акторы и транзакции

С 2016 г. было начато еще одно направление анализа, связанное с изучением взаимодействий между акторами протестов. Для этого был составлен перечень из 35 акторов, разбитых на 7 групп, таких как:

— неорганизованные работники;

— профсоюзы и другие представительные органы работников;

— другие акторы, выступающие на стороне работников;

— работодатели разного уровня;

— представители исполнительной и законодательной власти;

— правоохранительные органы;

— другие акторы.

По каждому случаю фиксируется весь набор упоминаемых там акторов, а затем основные взаимодействия (транзакции) с указанием от кого она исходит и к кому обращена. В результате получаются данные об активности акторов, их авторитетности и значимости. Кроме того, на основе расчета матриц взаимодействия в абсолютном и относительном выражении удается делать подвыборки акций по разным основаниям (территории, отрасли, причины и т.п.) и выявлять различия тем как складываются взаимодействия акторов в протестах разного вида и типа.

Созданная методика во многом является пионерной, позволившей собирать информацию об открытых трудовых протестах. В дальнейшем такой подход использовался другими исследовательскими группами, которые создали свои методики, но в основе, тем не менее лежит тот же принцип: постоянный поиск информации о конфликтах и протестах, накопление текстуальной базы и кодировка ряда параметров.

Новые переменные

Разработанная методика позволяет наращивать набор переменных и гибко учитывать меняющуюся ситуацию. Например, в 2015 была введена дополнительная переменная в набор данных о локализации, связанная с типом населенного пункта, так как стало очевидно, что есть различия в том, как протекают протесты в больших и малых городах. Позже по этому параметру была проведена ретроспективная работа по кодированию уже внесенных данных, позволившая получить информацию за несколько предыдущих лет и расширить возможности анализа.

Уже говорилось, что с 2016 был введен ряд индикаторов, позволяющих фиксировать акторов и взаимодействий между ними. С 2019 г. будет введена переменная позволяющая различать типы представительских организаций работников, участвующих в протестах.

В целом методика МТП это современная развивающаяся информационная система, позволяющая на основе большого количества накопленных данных получать достоверную, своевременную и надежную информацию, позволяющую оценивать уровень социальной напряженности в сфере трудовых отношений.

© Бизюков Пётр Вячеславович

© Мониторинг трудовых протестов

  • Related Posts

    МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА ТРУДОВЫХ ПРОТЕСТОВ В ЖУРНАЛЕ «ИНТЕР»

    В журнале «ИНТЕР: Интеракция. Интервью. Интерпретация» выпускаемом Институтом социологии ФНИСЦ РАН, в № 4 за 2023 г. вышла статья «Мониторинг трудовых протестов: результаты и направления анализа». В статье описывается методологический…

    СТАТЬЯ В ЖУРНАЛЕ «4М». ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДЛИННЫХ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ НА ОСНОВЕ ЛИНЕЙНОЙ АППРОКСИМАЦИИ

    В главном российском социологическом журнале, посвященном вопросам методологии и методики «4М. Социология: методология, методы, математическое моделирование» опубликована статья «Изучение динамики трудовых протестов: опыт применения линейной аппроксимации». В статье описывается подход…